Проекты по сжижению природного газа (СПГ) в России тормозятся прежде всего из-за нехватки инвестиций, отсутствия технологий в условиях санкций, которые ввели против РФ страны Запада, и ряда инфраструктурных проблем. Об этом говорили участники конференции СПГ-2014, пишет немецкое издание DW. Перспективам производства сжиженного природного газа (СПГ) в России была посвящена Третья международная конференция СПГ-2014, состоявшаяся в Москве на минувшей неделе под эгидой компании CREON Energy. В ходе мероприятия участники — представители научного сообщества, конструкторских и производственных компаний обменялись своим видением того, какие существуют препятствия для развития рынка СПГ в стране, и что может помешать реализации амбиций России по завоеванию значительной доли на мировом рынке сжиженного газа. Внешние рынки и российские проекты По словам старшего преподавателя РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Анастасии Масалковой, мировой спрос на СПГ в 2013 году составил более 313 миллиардов кубометров. Основными потребителями выступили страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Япония, Южная Корея и Китай. Предложение примерно соответствовало спросу, здесь бесспорным лидером является Катар с объемом экспорта в 102 миллиарда кубометров. На долю России пришлось около 14 миллиардов кубических метров сжиженного газа.
В ближайшие годы спрос на СПГ, по прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), будет расти — к 2040 году он увеличится на 50 процентов, главным образом за счет стран АТР. Основные крупные российские проекты СПГ ориентированы именно на этот регион, однако действует пока только один. Это «Сахалин-2» (контролируется «Газпромом»), производство которого составляет более 10 миллионов тонн СПГ (около 14,5 миллиардов кубометров). Сроки сдвигаются — ниша сужается На стадии строительства и проектирования находятся еще несколько проектов, рассчитанных на азиатский рынок. Компания «Новатэк» строит завод «Ямал СПГ», проектная мощность которого составит 16,5 миллиона тонн. «Роснефть» планирует в 2018 году запустить на Сахалине свой СПГ-проект «Дальневосточный СПГ» мощностью 5 миллионов тонн СПГ, с возможностью увеличения производства до 10 миллионов. «Газпром» также намерен построить СПГ-завод во Владивостоке, рассчитанный на выпуск 10 миллионов тонн, и рассматривает возможность увеличения мощности действующего завода на Сахалине за счет строительства третьей очереди еще на 5 миллионов тонн в год. «Из перечисленных проектов лишь «Ямал-СПГ» уже прошел стадию обоснования инвестиций и находится на этапе строительства. Остальные можно назвать «бумажными», — отметила Анастасия Масалкова. По ее словам, существует риск того, что из-за проблем с финансированием, технологических санкций и трудностей с ресурсным обеспечением проекты будут сдвинуты на несколько лет. Для России это означает новые риски: «потребности стран АТР растут, растет и предложение, а вместе с ним и стремление потребителей к снижению цен на СПГ. Затягивание проектов будет чревато совершенно другой рыночной конъюнктурой», отметила эксперт. По ее словам, при цене на нефть ниже 70 долларов за баррель (а к нефтяным ценам привязаны и цены на сжиженный газ) СПГ-проекты России становятся нерентабельными. По этой причине, указывает Анастасия Масалкова, необходимо торопиться и стараться наращивать мощности. При наиболее удачном раскладе Россия сможет экспортировать в АТР около 15 миллионов тонн СПГ дополнительно к имеющимся сегодня объемам. «В условиях растущего стремления западных партнеров к снижению от зависимости от России нам необходимо не упустить азиатского покупателя», — говорит она.
Альтернативный вариант компенсации экспорта на Запад предложил на конференции начальник отдела перспективных разработок «Газпром Газэнергосети» Николай Геско. По его словам, России в своей стратегии развития СПГ следует сконцентрироваться на внутреннем рынке — ресурс для этого колоссальный, утверждает он. В компании «Газпром Газэнергосеть» (а это оператор «Газпрома», специализирующийся на реализации сжиженного газа и автономной газификации регионов России) уверены в том, что потребность России в СПГ огромна. Предполагается, что его главным потребителем должен стать транспорт: автомобильный, морской и речной, строительный, муниципальный и даже железнодорожный. Второй по степени важности получатель — население удаленных регионов (сегодня в некоторых из них уровень газификации не достигает и 10 процентов — это, например, Бурятия, Забайкальский край и Мурманская область). Что мешает сжижать? И хотя внутрироссийские проекты предполагается реализовывать с помощью развития малотоннажных производств СПГ, не требующих таких крупных инвестиций, как дальневосточные экспортно ориентированные заводы, проблемы имеются и здесь. «Одна из главных — это отсутствие инфраструктуры, транспортных коридоров, — объяснил Николай Геско. — Также это нехватка свободных земельных участков, недостаток административной помощи, нехватка электроэнергии. Вам, конечно, проведут линию электропередач, но заломят такую цену, что вы сами тут же откажетесь». Негативную роль играют и технологические санкции. «Оборудование установлено в основном западное, недешевое. С учетом нынешнего курса и санкций — это тупик», — признал эксперт. Немаловажную роль в определении потенциального потребителя играет и его платежеспособность. «Для пенсионера это зачастую неподъемные цены, а потому нам нужны «якорные» потребители — например, котельные, фабрики и так далее», — объяснил специалист. Пока с привлечением таковых тоже имеются трудности. Таким образом, заключил сотрудник структуры «Газпрома», направление очень перспективно — и в плане диверсификации экспорта и в плане решения внутренних энергетических и экологических проблем, но пока недооценено.
|