2 декабря 2011 г в г. Волжский (Волгоградская область), по поручению В. Зубкова, Газпром и ИПГ Волга Бас подписали Соглашение в области использования природного газа в качестве моторного топлива.
Документ подписали зампредправления Газпрома В. Голубев и гендиректор ИПГ Волга Бас А. Бакулин.
В соответствии с Соглашением главными целями сотрудничества Газпрома и Волга Баса являются создание и внедрение полного модельного ряда современных автобусов, использующих природный газ в качестве моторного топлива, а также формирование благоприятных условий для развития рынка газомоторного топлива в России.
Стороны договорились совместно разработать соответствующие предложения для федеральных и региональных органов власти.
Волга Бас займется организацией производства газобаллонных автобусов, сервисной инфраструктуры и системы профессиональной подготовки и переподготовки обслуживающего технического персонала.
Компания также будет координировать переоборудование производственно-технической базы организаций, которые приобретают автобусы на газомоторном топливе.
Газпром обеспечит строительство объектов газомоторной инфраструктуры в местах компактного размещения пассажирского автотранспорта и организует испытания газобаллонных автобусов на базе своих дочерних компаний.
При закупке автобусной техники для нужд этих компаний Газпром» будет учитывать возможность приобретения газобаллонных автобусов производства Волга Баса.
Поручение В.Зубкова неслучайно.
Существует специализированная государственная программа по переводу на газовое топливо муниципальных пассажирских транспортных средств.
И в СССР такая программа существовала.
Однако в России около 45% автобусов эксплуатируются более 10 лет с устаревшей конструкцией, что делает их непригодными для оснащения современным газовым оборудованием.
Главное в проекте - не создать газобаллонные автобусы, а обеспечить коммерческий успех проекта.
И здесь не все гладко.
Альтернативой транспорту на на газомоторном топливе (ГМТ), является, во – первых, транспорт на обычных ГСМ.
А во- вторых – транспорт, на электричестве - электромобиль.
И все определит рынок.
Хотя в случае автобусов большое значение имеет административный ресурс.
Каковы преимущества и недостатки каждой группы?
После неудачной политической карьеры в Правом деле М.Прохорова, пропали новости и о его е-мобиле, а жаль.
Электромобили намного экономичнее в потреблении энергии при сравнении с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), более технологичны, коррозиеустойчивы, меньше весят, содержат меньше деталей, дешевле в обслуживании.
По данным экспертов индустрия электромобилей требует в 3 раза меньше рабочих мест, чем индустрия автомобилей с ДВС.
«Газомобили» экономичнее, экологичнее в сравнении с ДВС, но, менее эффективны, чем электромобили.
Могут использовать как традиционные ГСМ, так и КПГ.
Требуют дорогостоящего оборудования для перевода на компримированный природный газ (КПГ), а также регулярной проверки всей системы на предмет наличия разнообразных утечек КПГ, иначе может быть нештатная ситуация, типа «плохо пахнет - болит голова», или того хуже - взрыв.
В России около 35 млн автомобилей и около 0,9 млн автобусов.
По информации Газпрома российский парк автомобилей, работающих на КПГ, составляет примерно 86 тыс единиц.
Доля "газомобилей" ничтожно мала.
Очевидно, что в сегменте легковых автомобилей, «газомобили» проигрывают электромобилям в первую очередь на рекламном фронте.
Электромобили – это мировая тенденция.
Модные бренды имеют гибридные автомобили. Это, например, и Lexus, и Mercedes-Benz.
Пока сложно представить Bentley и Bugatti на КПГ.
Пошлины на экологичные авто будут снижаться быстрее.
Ставки в 15% пошлины на них достигнет уже к 2017 году.
Добавьте к этому желание ФСК ЕЭС развивать сеть автомобильных электрозаправок (АЭЗС).
Вернее не просто желание, а программу, включающую конкретные сроки и инвестиции не только в строительство АЭЗС и инфраструктуры, но и популяризацию, и продажу электромобилей.
Конкуренция в сегменте легковых автомобилей между Газпромом и ФСК ЕЭС будет жесткой.
С автобусами несколько проще в связи с тем, что это, в основном, общественный транспорт, к тому же с госпрограммой перевода на КПГ муниципальный общественный транспорт.
Хотя даже Газпром дипломатично написал, что только рассмотрит вопрос перевода корпоративного общественного транспорта на КПГ.
Проблема еще и в том, что, несмотря на выпущенный техрегламент о безопасности СУГ, вопросы безопасности объектов, использующих СУГ, недостаточно урегулированы.
Это проблема, которая тормозит внедрение газомоторного топлива.
Однако неожиданную помощь газовикам могут оказать нефтяники, которым электромобили также невыгодны.
Потребление ГСМ существенно поддерживает мировую «нефтянку».
ОПЕК без ГСМ существенно потеряет влияние.
В России «газомобильное лобби» имеет крепкие позиции.
Газпромом подписал договоры о сотрудничестве в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива с Калужской, Орловской и Тамбовской областями.
Региональные законодательные акты, направленные на развитие локальных рынков КПГ, приняты в Томской, Костромской и Волгоградской областях.
Кто прав, покажет время.
Не хотелось, чтобы «газомобили» оказались тупиковой ветвью автомобилестроения.
Но, еще хуже, если понимание этого придет слишком поздно.
Может быть, объединиться Газпрому с ФСК ЕЭС в едином «электромобильном» порыве?
Какой автотранспорт Вы предпочтете?
|